Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 95"
г. Оренбург, п. Каргала
  • Функциональная грамотность

    Picture background

    Воспитательная работа МОАУ "СОШ № 95" строится на принципах гуманной педагогики.

    В школе сложилась благоприятная система взаимоотношений:

    1. учитель-ученик
    2. ученик-ученик
    3. учитель-учитель
    4. учитель-родитель

    Цель службы воспитания

    Выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности; создание условий для реализации интересов обучающихся в различных видах деятельностиЦель службы воспитания
    Выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности; создание условий для реализации интересов обучающихся в различных видах деятельности

    Направления деятельности службы воспитания

    1. Общеинтеллектуальное
    2. Общекультурное
    3. Экологическое
    4. Спортивно-оздоровительное
    5. Духовно-нравственное
    6. Социальное

    Задачи службы воспитания

    1. усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование патриотизма, гражданской ответственности, нравственности;
    2. обеспечение сотрудничества образовательного учреждения с родителями обучающихся по всем направлениям воспитательной деятельности;
    3. поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива;
    4. развитие инициативы, самостоятельности учащихся, ответственности за состояние дел в школе, формирование управленческих умений и навыков, развитие и совершенствование ученического самоуправления.

    Подходы, используемые службой воспитания

    1. деятельностный подход как стратегия гуманизации технологий воспитания. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой;

    2. личностно-ориентированный подход, требующий от учителя отношения к обучающемуся как к уникальному явлению, независимо от его индивидуальных особенностей;
    3. индивидуально-творческий подход предполагает развитие мотивации во всех видах деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Основное назначение состоит в создании условий для самореализации личности, выявления и развития творческих возможностей каждого обучающегося.

    Принципы, которым следует служба воспитания

    1. Творчество – источник развития школы.
    2. Союз детей, учителей и родителей – единственный путь развития школы.
    3. Максимальный учет интересов и потребностей детей во всех сферах деятельности.
    4. Расширение воспитательного пространства в интересах создания социально позитивной среды жизнедеятельности школьника.

    Задачи развития воспитательной системы

    1. гуманизация воспитательного процесса;
    2. поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию общешкольного коллектива;
    3. совершенствование личностно-ориентированных методов гражданского, правового, нравственного воспитания в соответствии с требованиями модернизации российского образования;
    4. активизация работы органов ученического самоуправления;
    5. создание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в школе;
    6. создание единого коллектива взрослых и детей на основе методики коллективной творческой деятельности;
    7. развитие классных коллективов как части общешкольного детского коллектива;
    8. отработка оптимальной модели управления воспитательной системы школы;
    9. соединение в единый комплекс и подчинение цели развития личности ребенка всех составных частей школьной жизни, движение от разрозненных воспитательных воздействий к целостному школьному организму;
    10. существенное изменение и методов обучения, включающее интенсивную работу по овладению прогрессивными методиками обучения, ориентированными на активные формы совместной деятельности ученика и учителя - подход к воспитанию не как к воздействию взрослых на детей, а как к процессу совместной жизнедеятельности, направленному на развитие и тех и других, построенному на началах сотрудничества;
    11. использование воспитательных возможностей социума, расширение воспитательного пространства;
    12. оптимизация стиля взаимоотношений между учащимися и педагогами, учащимися и родителями, родителями и педагогами;
    13. создание единой системы урочной и внеурочной деятельности, применение современных образовательных и воспитательных технологий;
    14. повышение роли ученического, родительского и педагогического самоуправления.

    Системообразующие компоненты воспитательной системы

    1. воспитательная функция урока;
    2. внеурочная учебная деятельность (олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры; объединения дополнительного образования);
    3. внеурочная развивающая деятельность (экскурсии, поездки, культпоходы в театр и т.п.);
    4. внутриклассная жизнь, способствующая творческому развитию каждого ученика, формированию классного коллектива и его традиций;
    5. организация традиционных общешкольных дел, способствующих формированию школьного ученического коллектива;
    6. организация взаимоотношений в классном и школьном коллективах, развитие общественной активности учащихся, организация сотрудничества и сотворчества педагогического и ученического коллективов;
    7. организация самообслуживания (дежурство по классу, школе, трудовые десанты);
    8. целенаправленная воспитательная деятельность содержанием которой являются нравственное формирование личности, ее коррекция в случае необходимости, социализация личности, повышение уровня воспитанности ученика; эта деятельность основана, прежде всего, на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику.

    Функции службы воспитания

    1. развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
    2. интегрирующую, содействующую соединению в одно целое анее азрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
    3. защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесса его развития;
    4. компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
    5. корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование личности.

    Основополагающие принципы взаимоотношений между субъектами воспитательной системы

    1. гуманизм;
    2. демократичность;
    3. соуправление, сотрудничество;
    4. социальное партнерство.

    Научно-методическое обеспечение воспитательной системы

    1. Наличие программы воспитания учащихся, составленной на основе последних достижений науки в области теории и методики воспитания и не противоречащей действующему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации.
    2. Наличие информационно-методических материалов в помощь организаторам воспитательного процесса, системы обмена информацией по вопросам воспитания с другими социальными институтами, обеспечивающими единое воспитательное пространство.
    3. Создание условий для эффективной работы методического объединения классных руководителей, педагога - психолога, социального педагога.
    4. Повышение компетентности классных руководителей через организацию и проведение педагогических советов, совещаний и семинаров по проблемам воспитания.
    5. Мониторинг воспитательной системы.

    Нормативно-правовое обеспечение воспитательной системы

    Нормативно-правовой основой существования и функционирования службы воспитания и воспитательной системы в целом служат нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровня, а также локальные нормативные акты МОАУ "СОШ № 95"

    Организационное обеспечение воспитательной системы

    МОАУ "СОШ № 95" укомплектовано квалифицированными и профессиональными специалистами в области воспитания в соответствии со штатным расписанием.

    Кадровый состав, обеспечивающий реализацию воспитания в образовательном учреждении, принимает ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладает высокими моральными качествами.

    Организационное обеспечение воспитательной системы

    МОАУ "СОШ № 95" укомплектовано квалифицированными и профессиональными специалистами в области воспитания в соответствии со штатным расписанием.

    Кадровый состав, обеспечивающий реализацию воспитания в образовательном учреждении, принимает ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладает высокими моральными качествами.

    Материально-техническое обеспечение воспитательной системы

    Образовательная организация размещается в помещении пригодном для осуществления учебно-воспитательного процесса и обеспечено необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания.

    По своим размерам и состоянию помещение отвечает требованиям санитарных норм и правил, а также требованиям пожарной безопасности.

    Для реализации воспитательного процесса образовательная организация имеет следующее техническое обеспечение: музыкальную аппаратуру и оборудование для проведения культурно - массовых мероприятий, мультимедийное оборудование, туристское, спортивное снаряжение и т. д.

    Результативность службы воспитания и воспитательной системы

    Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели ее эффективности.

    1. Первый критерий – самоактуализация личности учащегося. Получаемая с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.
    2. Второй критерий – удовлетворенность всех участников образовательного процесса жизнедеятельностью в образовательной организации.
    3. Третий критерий – конкурентоспособность нашей образовательной организации. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в самом учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования города.

    Перспективы развития воспитательной системы

    Дальнейшее развитие воспитания и образования детей через реализацию приоритетных задач, в том числе:

    1. совершенствование воспитательной системы школы;
    2. разработка и апробирование новых форм, методик организации разноплановой досуговой деятельности;
    3. совершенствование системы самоуправления в школе;
    4. расширение спектра предлагаемых кружков и секций;
    5. обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса;
    6. апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и коррекционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки обучающихся в процессе их самоопределения.

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их "взрослой" жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления, понимать особенности естественно-научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 года № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся"

    Банк заданий

    "Банк заданий" содержит задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности, а также образцы заданий на формирование того или иного элемента функциональной грамотности.

    Рекомендуемые ресурсы:

    Дополнительная информация

    Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности

    Методические разработки

    В рамках проекта Минпросвещения России "Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся" издательством "Просвещение" осуществлен  выпуск печатных учебных пособий эталонных заданий по шести направлениям функциональной грамотности: 

    Серия "Функциональная грамотность. Учимся для жизни"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie